Хакасы

***

В нашем мире огромное количество народностей, все они разбросаны по разным уголкам планеты. Одни народы отличаются огромной численностью, а другие составляют только малую единицу в общей массе рас. Одним народом из таких немногочисленных меньшинств, является народ Хакасы.

Историческое происхождение

Хакасы берут своё начало из тюркского народа; именно туда уходят корнями современные представители этой народности. Однако первоначально народность «хакасы» не существовала, она появилась позже как отдельная ветвь. В первых упоминаниях в далёких V-VIII веках этот народ относился к кыргызам.

Этот воинственный народ был захвачен Тюркским каганатом и платил непомерную дань. Однако, когда эта народность разрослась до стотысячного семейства, имея в своём арсенале 80 000 воинов, эти люди пошли войной на державший их в повинности Тюркский каганат. С успехом выиграв сражения, люди данной народности обособились в Кыргызский каганат.

Во время властвования Кыргызского каганата, в исторических сведениях отмечается, что отдельную народность стали именовать «хягяс», что в переводе обозначало «кыргыз».
Только при правлении Петра I, поселившиеся в Сибири хакасы, были насильно присоединены к Российской империи. Этим присоединением в 1707 году была окончена война за Хакасию. До теперешнего момента хакасы так и проживают большим количеством на Юге Сибири. Численность народа на середину 2016 года составляет почти 537 тысяч человек.

Обычаи древних хакасов

Хакасы – это полукочевой народ; они занимались скотоводством, держали лошадей, овец. Когда этот народ оседал на какой-нибудь земле, они строили юрты – дома. Такие жилища были не прямоугольными, как у русских, а шестиугольными. И чем больше углов было у юрты, тем богаче был её хозяин.

Юрты выполнялись таким образом, что в центре стоял очаг, над очагом было отверстие, как для вентиляции и выхода дыма из жилища, так и для определения времени. Территория внутри юрты делилась на две части:
1. От входа до очага;
2. От очага до спального места.
Первая зона – это место, где принимали всех вошедших в дом, а вторая – это личное пространство хозяев дома и туда допускались только избранные или почётные гости дома.

Встречать гостей у хакасов принято традиционным блюдом из тёртой проросшей пшеницы и кислого молочного продукта.

Этот народ собственноручно распахивал поля и сажал, по большей части, ячмень, овёс и пшеницу. Однако, люди не забывали про дары природы и занимались собирательством: ягод, лесных орехов, корней различных деревьев. Всё собранное шло либо на еду, либо в хозяйство. Например, из корневищ берёзы плели подстилки на седла для лошадей. Сейчас этот метод украшения либо утерян, либо забыт.

Одежда у хакасов выполнялась очень интересно. Будь то штаны или верхняя рубаха – на пошив одежды не жалелось материи. Женские юбки в ширину имели до 3 метров длины ткани, а также делались таким образом, что впереди платья был короче, а задняя часть юбки волочилась за хозяйкой. Что интересно, платья нельзя было подпоясывать. Платья шились ярких насыщенных цветов, а кромку платья выделяли другим цветом; подол платья украшался ручной вышивкой. Повседневная одежда, как мужчин, так и женщин шилась из хлопка, а вот праздничная из нарядного шёлка.

Своеобразная традиция заплетания волос существовала у хакасов. Мужчины носили одну косу, называемую «кичеге», такую же косу носили женщины, имеющие внебрачного ребёнка, что считалось позором. Незамужние девушки плели большое количество косичек, украшая их при этом различными аксессуарами из кожи. Замужние женщины плели две косы, а те кто так и не сумел выйти замуж – три косы.

Брачные традиции народа

Свадебные обычаи включали в себя несколько видов заключения брака:
«Поясничные сваты»;
«Брак по чести»;
Выбор родителей;
Свадьба по любви;
Свадьба по желанию жениха.

«Поясничные сваты» — так называли себя родители ещё не рождённых детей, которых они уже успели посватать. Таким образом, две семьи договаривались между собой, если у них родятся дети противоположных полов, то они впоследствии поженятся. Если же у сговорившихся рождались одного пола дети, то сваты просто обменивались ездовыми лошадьми или же овцами.

«Брак по чести» заключался родителями, которые уже имеют малолетних разнополых детей. В течение всей жизни до взросления, будущий жених ездил к своей суженной с подарками и угощениями. На свадьбе за невесту не уплачивался калым, так как родители жениха за предыдущие годы полностью его оплачивали дорогостоящими подарками и утварью. Когда наступала пора для женитьбы – возраст 15-17 лет, родители жениха приезжали с визитом к сватам и устанавливали дату свадьбы. Обычно эта дата назначалась через 3 года перед летним сенокосом. Родителям невесты запрещалось гулять на свадьбе их дочери, а после в течение целого года невозможно было увидеться.

Выбор родителей. Такой свадебный обычай был распространён среди подросшей молодежи. Родители выбирали своему сыну дочь из подходящего рода, с определённой степенью достатка. Сестра не могла выйти в тот же год замуж, что и женился брат, а брат мог. Невозможно было жениться младшим детям раньше старших. В таких случаях женитьбы суженные могли не видеться до свадьбы ни разу.

Свадьба по любви – заключалась между сговорившимися между собой влюблёнными парнем и девушкой. Тогда жених похищал в оговоренный день свою суженную и наутро о пропаже возвещали всех и каждого. От жениха приезжали сваты с вестями о том, что нашли пропажу и теперь один выход – свадьба.

Свадьба по желанию жениха. В таком случае жених насильно похищал девушку и силой принуждал к женитьбе.

Современные хакасы стараются поддерживать свои традиции и обычаи, хотя уже не в таких жёстких рамках как в прежние времена. Представители этой народности хоть и стараются жить вместе, но отдельные семьи всё равно разбросаны по всему миру.

____________

Читайте также

Хакасские народные пословицы и поговорки

 

***

Внимание! Авторский материал — копирование статьи на другие сайты запрещено



www.poslovitza.ru © 2012—2024