Пословицы к сказке «Серебряное копытце»

***

«Малахитовая шкатулка». Трудно представить более подходящее название для сборника чудных уральских преданий. Подвергнув бережной огранке легенды и сказания старого рассказчика, Бажов отдал людям в безвозмездное пользование настоящие сокровища — уральские сказы.

В произведениях Павла Бажова природа, человек и зверь настолько тесно взаимодействуют между собой, что порой нелегко выделить за кем же доминирующая роль. Фантастические персонажи живут бок о бок с простыми людьми и нередко принимают активное участие в их судьбе. Специфика сказа, как вида литературного повествования, не только в сплетение вымысла с действительностью, это также и особый стиль изложения.

Бажовские сказы — не «наваристая», пестрящая шутками-прибаутками подделка, а живая речь горнорабочего люда, своего рода национальная памятка уральского диалекта.

Отличительная черта произведения — в многогранности чувств, испытываемых как фантастическими персонажами, так и простыми людьми. Герои «Малахитовой шкатулки» не просто делают добро или зло, они любят, тоскуют, борются за любовь, хранят верность. Каждая история из сборника интересна по-своему. Иногда один сказ проливает свет на события, начавшиеся в предыдущем повествовании. Иногда это самостоятельная славная сказка, например, «Серебряное копытце»

Жил на заводе старик Кокованя. Сам автор нисколько не объясняет происхождения столь необычного прозвища. По этому поводу существует два мнения. Кокованя —это производное от двух слов «кокай» и «ваня». «Кокой» раньше на Руси называли крестных отцов, Ваня — самое популярное русское имя. Приняв осиротевшую девочку, старик стал ей крестным отцом. Так как прозвище в сказе дано намного раньше решения взять сироту, то более вероятной выглядит вторая версия. Кокованя —производное от глагола «коковать» или, более привычного современному человеку, «куковать». Одно из значений этого слова — жить одиноко, без семьи.

Автор создает образ доброго и светлого человека, решившего взять сироту не из корыстного чувства подстраховать в будущем свою немощную старость. Чистоту намерений Коковани доказывает лёгкость, с которой возникли между ним и Дарёнкой доверительные отношения, а ведь дети очень чувствительны к фальши. «Не строй семь церквей, возьми одну сироту» — поступок охотника-искателя, как и народная мудрость, отражает истинную суть христианских ценностей.

Дарёнке нравились рассказы старого охотника, но больше всего ей запала в душу история о чудесном олене Серебряное Копытце. Девочке очень хотелось «посмотреть на козлика» и случай такой представился. Оставшись на несколько дней одна в зимнем балагане, Дарёнка видит Серебряное копытце вначале только издалека. На третий день одиночества, особенно загрустив без Коковани, девочка ищет свою, вдруг куда-то запропастившуюся, кошку Мурёнку. И находит её в компании с волшебным оленем. Писатель не указывает прямо, но вдумчивый читатель обратит внимание, насколько активна роль кошки в этой встрече. Эти домашние животные с давних времён считались особенными, живущими на границе двух миров — реального и потустороннего. Мурёнка стала своеобразным проводником, подведя хозяйку к загадочному миру, где обитают подобные Серебряному копытцу существа.

За бесхитростность и доброту старик с сироткой получили неожиданный подарок — полшапки дорогих камушков хризолитов. Но ещё чудеснее была возможность в лунную ночь любоваться разноцветным, брызжущим искрами, сказочным оленем Серебряным копытцем. «Кто добро творит, тому Бог отплатит».

 

***     Внимание! Авторский материал — копирование запрещено


.Индекс цитирования Приют для бездомных собак Ильинка