Почему Солженицын часто обращается к пословицам

***   Внимание! Перепечатка данной статьи с целью её размещения на страницах других интернет-сайтов либо в офф-лайн изданиях (газеты, журналы) — запрещена.

СолженицынПословицы проходят красной нитью сквозь всё многожанровое творчество Солженицына. Что же так привлекало в них советского и российского писателя? Чем вызвано исключительное доверие к простым народным словам?

Если откинуть все правдивые и надуманные ярлыки, Солженицын предстаёт перед нами истинным патриотом, совершенно неидеализирующим свою Родину, но глубоко проникшимся уважением и любовью к её национальному духу и культуре.

Писателя особенно тревожило беспечное отношение современников к чистоте русского языка. Его возмущало с какой лёгкостью и быстротой в великий язык вживляются чужестранные слова. «В убыстрённый век словарный запас общества, становиться клином, сужающимся во времени». Хотя, считал Александр Исаевич, всё должно быть наоборот — узкую часть клина необходимо перекинуть назад, «а вперёд он пусть расширяется».

При таком щепетильном отношении к своеобычности родной речи, Солженицын не мог обойти вниманием пословицу — богатейшую сокровищницу национальной культуры и языка. Далевские «Словарь русского языка» и «Пословицы и поговорки русского народа» ещё в молодости стала настольными книгами Александра Исаевича, чтение которых не заканчивалось никогда. И детям своим «вместо пустых назиданий» этот мужественный человек «давал» пословицы.

Мудрые слова можно услышать не только из уст героев повествований. Автор умело и органично вплетает пословицы в само произведение, используя их в качестве связки между главами, подводя, таким образом, итог суждения и только после этого приглашая читателя следовать дальше. При этом писателя никоим образом нельзя упрекнуть в чрезмерности и лубочном украшательстве, посредством народных изречений.

Но народные афоризмы привлекали Солженицына не только своей тесной связью с языком. По утверждению самого писателя «сила и свет народных указаний подбадривала меня, утешала, наставляла». Описывая жизнь простых людей, жизнь невыдуманную, для Солженицына считалось неприемлемым подвергать «вычёсыванию» под книжный слог собственные суждения и суждения своих героев. Как тысяча капель, поблескивая на солнце, создают радугу, так пословица, отражает моральные и нравственные идеалы всего народа, рождая и храня красочный спектр мудрости нации.

Пословица хранит в себе не только огромный духовно-нравственный потенциал, но также в ней заключены мощный смысловой заряд и способность к расширению контекста сказанного. Солженицын, тонко чувствующий эту особенность языковых афоризмов, использует пословицы не только в повестях и рассказах, но и в качестве заголовков статей, затрагивающих важные общественно-государственные темы — «Не обычай дёгтем щи белить, на то сметана», «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов».

Александр Солженицын — яркий пример правдолюба-правдоискателя, отличноСолженицын понимавшего уродливость и противоестественность правящего режима. По этой причине вся жизнь и деятельность писателя-мыслителя была не благодаря, а вопреки.

Но вечная борьба не сломила «недиссидента-неэмигранта» — на помощь приходили мудрые указания, в которых он «искал и находил решения трудных проблем».

 

***   Авторский материал — копирование запрещено


.Индекс цитирования